Об уровнях танцевания
5 марта 2018
Завтра мы начинаем курс «Техника и фигуры танго». Как у практически любого нашего курса, одна из его задач состоит в том, чтобы объединить в одном пространстве тех, кто только начал танцевать, с теми, кто танцует уже давно. В связи с этим я хочу обратиться к тем из нас, кто внутренне примеряет на себя статус «продолжающего», «опытного», «умеющего танцевать» и любые подобные.

С одной стороны, такой внутренний переход чрезвычайно важен: бессмысленно всё время «начинать танцевать», когда-то нужно почувствовать себя человеком, который уверенно и спокойно танцует. И это чувство, это самоощущение на самом деле не сильно зависит от знаний, опыта и технической оснащенности — это именно смена образа себя, добавляющая нам спокойствия и уверенности в танце. В моей практике был такой опыт, когда в один из приездов в Москву Эрнесто Кармоны я пошел на его курс специально для того, чтобы сменить свой образ себя с «новичка» на «танцующего». И весь курс работал именно над этим. Хотя, конечно, наиболее сильные трансформации такого плана мне дали поездки в Аргентину.

С другой стороны, я не устаю повторять, что с моей точки зрения «хорошо танцующий человек» — это тот, с которым легко и интересно танцевать любому другому человеку вне зависимости от его уровня, опыта и психологического состояния. Всё лучшее, что я умею в танце, я получил благодаря решению не делить людей на уровни танцевания, а учиться танцевать с любым и с каждым. Это решение поставило передо мной задачу учиться по-настоящему чувствовать другого человека и помогать ему танцевать со мной.

В своей практике преподавания я не раз сталкивался с ситуацией, когда люди приходили на курс, где было много недавно танцующих людей и разочарованно уходили, говоря, например, что почувствовали себя «тренажерами для начинающих». Мне не трудно понять такое отношение, но я не могу его поддержать, потому что для меня парный танец — явление не индивидуальное, а общественное и космическое.

Основной смысл любого парного танца состоит в том, чтобы люди имели возможность собираться вместе и общаться друг с другом под музыку на языке тела и чувств. Это дает нам всем опыт близости, открытости и совместности, который нам крайне трудно получить в современном нам городском образе жизни. Похожий опыт дает, например, ситуация совместного свободного пения или музицирования. Традиционные культуры вообще были полны такого рода практик — достаточно вспомнить русские хороводные традиции. Сегодня же их очень мало, и парные танцы — одна из таких возможностей.

Занятие, призванное объединять людей и сонастраивать их друг с другом, по определению не может делить людей на «подходящих» и «не подходящих» для совместного проживания танца. Умение танцевать парный танец — это способность разделить свои чувства и ощущения с любым другим человеком вне зависимости от его пола, возраста, опыта, социального и семейного статуса, знаний, вероисповедания, физического и эмоционального состояния.

В этом есть и высокий космический смысл, и более простой общественный. Космическая составляющая — в том, что через танец мы учимся открываться любому другому существу и взаимодействовать с ним посредством движения под музыку. Обретение такой способности очень значимо на нашем эволюционном пути. Общественная же миссия парного танца проста: люди, которые не умеют танцевать, могут научиться танцу только танцуя с теми, чье умение танцевать развито лучше. Если мы разобьем людей на касты по уровню танцевания, то тем самым сильно снизим возможности танца к распространению среди людей.

Поэтому я призываю всех, кто читает эти строки и кому они откликаются, развивать свою способность танцевать не только и не столько через усложнение и увеличение разнообразия техники и движений, но и через способность чувствовать других людей и своими движениями и техникой помогать танцевать тем, кому пока что танцевать сложнее. Я призываю вспомнить, что когда-то каждый из нас был в таком положении, и люди, которые танцуют увереннее, танцевали с нами, полные заботы и внимания к нашему телу и нашему состоянию.
Текст выше был написан в марте 2018-го года, а спустя год, в феврале 2019-го я получил вот такое письмо. Привожу ниже само письмо и мой ответ на него, повторяющий и расширяющий уже сказанное.
Добрый день. Сегодня случайно увидела анонс вашего курса для продолжающих. Там написано, что если у желающего нет опыта, то написать вам. Вот я и пишу... Ранее танго не танцевала, и вообще давно не танцевала. Мне только не совсем понятно, как это работает, когда и новички, и продолжающие вместе. Ранее бывала в таких ситуациях, и это было тяжело и скованно для новичков; и скучно и раздражительно для тех, кто умеет. А у вас как-то решен этот вопрос? Новичкам уделяется больше внимания или как? Моя цель — преодолеть скованность и научиться доверять партнеру. Но в условиях, когда человек путается в ногах, а другой уверенно его тащит, или когда оба не понимают, как, а вокруг пары уверенно движутся — это вряд ли возможно. Но мне вас рекомендовали, и поэтому я пишу))))
В нашей школе мы стараемся практиковать иное отношение к танцу. В нашем понимании уметь хорошо танцевать парный танец — значит уметь сделать так, чтобы танцевать с нами было легко и интересно. Чем лучше танцует человек — тем легче с ним танцевать. Как может быть иначе? Если с ним сложно, значит он танцует... ну, не плохо, плохо вообще никто не танцует, просто не очень чувствительно, не очень заботливо, не очень внимательно, не очень совместно... Мы много танцуем аргентинские народные танцы. Танго — это тоже народный аргентинский танец, городской фольклор Буэнос-Айреса. «Народный» означает, что это танец, который танцует народ. Люди. Все люди. Мы с вами. Кто угодно, кто хочет танцевать. И он нужен для того, чтобы любые два человека могли общаться друг с друг с другом под музыку на языке тела и чувств. В этом миссия танца, его смысл, его предназначение. В том, чтобы объединять нас, помогать чувствовать и понимать друг друга. Поэтому мы стараемся устроить всё так, чтобы в нашей школе не было никакого деления на какие бы то ни было уровни. Все танцуют со всеми. Все мы учимся здесь видеть друг в друге людей — таких же, как мы сами. И принимать друг друга. И общаться друг с другом. Обнимать друг друга. Танцевать друг с другом. И помогать друг другу. Единственный известный мне способ, каким танец распространяется среди людей, состоит в том, что те, кто танцует увереннее и искуснее, танцуют с теми, кому пока сложно, — и через это, через танец, передают свою уверенность и свою искусность. Как может быть иначе?
Еще о нашем подходе к танцу:
Made on
Tilda