О тантрическом танце
8 августа 2021
В современном массовом сознании слово «тантрический» приобрело значение «связанный с работой с сексуальной энергией». Это не совсем точно (а с более глубоких точек зрения даже совсем не точно), но для наших с вами задач вполне достаточно. Дело в том, что я использую словосочетание «тантрический танец» в первую очередь из провокационных соображений. Ради того, чтобы направить наше с вами внимание на источник танца — на ту его часть, из которой он произрастает и которая затем порождает все известные и возможные внешние формы.

На самом деле в слове «тантрический» даже нет особой нужды. Танго является таким танцем по самому своему происхождению, поскольку и исторически, и в каждый конкретный момент оно порождается именно взаимодействием мужского и женского аспектов мироздания в нас, то есть — сексуальной энергией. Вообще говоря, любой парный танец является таковым, но танго наряду с еще несколькими латиноамериканскими танцами исследует эту сферу максимально открыто и глубоко.

Для меня самого танго — это воплощенный в движении тел диалог Шивы и Шакти, и тантрическим танцем я называю тот танец, в котором мы осознаем себя лишь частью, сиюминутным проявлением этого вечного диалога высоких божественных инстанций — Шакти и Шивы, Инь и Ян, Женского и Мужского.

Каким же образом мы можем осознанно и намеренно вступить в эту великую космическую игру, когда танцуем?

Мой ответ таков: для этого нам нужно начать работу по сознаванию тех энергий, которые движут нашим танцем и проявляются в нем. Учиться «видеть танец», как снаружи — глядя на другие танцующие пары, так и изнутри — непосредственно участвуя в нем. Практика, однако, показывает, что для нас с вами — людей современной русской городской культуры — это очень непростая задача. Слишком много в этой сфере — мужеско-женских отношений — табу, страхов, запретов, боли, слепых зон и болезненного опыта.

Однажды, во вторую мою поездку в Аргентину, когда я уже чувствовал себя в танце вполне уверенно и даже начал к тому моменту помогать танцевать другим людям, я вдруг осознал, что не чувствую, не понимаю самой базовой вещи в танго. Зачем вот я лично его танцую, чтобы что? Причем про другой мой любимый танец — аргентинскую самбу — мне было это очень понятно, а из танго это понимание вдруг ушло. Я помню, как поделился тогда этим с Эрнесто, моим учителем танго, а он ответил: «Танцуй танго так, чтобы женщина, с которой ты танцуешь, захотела заняться с тобой любовью». В этом — вся суть и глубина танго.

Или вот еще история. Марина Ветрова как-то рассказала мне про приснившийся ей сон. Снится ей, что в Бельбекскую долину, где мы сейчас живем, вдруг приехала какая-то команда аргентинских танцоров. Устраивают тут выступления, занятия, вечера танцев. И среди них есть один мужчина, похожий немного на Эрнесто чем-то. И вот на одном из вечеров танцев Марина с ним танцует и внезапно он целует её в губы, прямо в танце. Марина пытается ему сказать, что, мол, не надо этого, что она хочет с ним просто танцевать. А он ей на это отвечает, что к нему пришло настоящее живое чувство к ней, и он его выражает, и что он не готов разменивать это чувство на её идеи про то, что мы «просто танцуем».

Не бывает никакого «просто танцуем», мужчина и женщина вступают в подлинные отношения, полные чувств, риска и всего того, что присуще мужеско-женским отношениям, в каждом танце. Иначе не стоит и танцевать. Признаюсь, я был очень впечатлен этим сном. В нем — подлинный дух танго.

На своих занятиях я часто говорю, что для того, чтобы мы смогли танцевать танго, нам нужно внутри себя допустить, что с этой конкретной женщиной или с этим конкретным мужчиной может произойти всё то, что бывает между мужчиной и женщиной. Только тогда сексуальная, творческая энергия придет во всем своем объеме, только тогда мы сможем по-настоящему быть в танце, только тогда дух танго придет в наши тела и будет танцевать нами. Допустить такое — не означает реализовать. Вопрос реализации — это вопрос нашего выбора, нашего решения. Но пока мы делаем вид, что мы «просто танцуем», это будет лишь детская или подростковая игра в танго, но не само танго.

Большинство приходящих к нам в танце реальных импульсов — телесных, чувственных и энергетических — мы чаще всего игнорируем или блокируем. Нам нельзя двигаться, как мы того желаем, нельзя чувствовать то, что на самом деле чувствуем, нельзя соблазнять и очаровывать, нельзя быть соблазняемыми и чаруемыми, нельзя флиртовать, нельзя проявляться как мужчина или женщина и нельзя видеть в партнере мужчину или женщину, нельзя совершать поступки и рисковать, нельзя принимать подарки и вызовы... одно сплошное и большое «нельзя». Без всего этого наши танцы становятся пусты, обыденны, скучны, одинаковы, схематичны и автоматичны. Не живая энергия жизни танцует в нас, но мы как автоматы повторяем одни и те же выученные пустые движения — автоматические движения тела, автоматические чувства, автоматические решения.

Задача ретрита «Тантрический танец» — пробудить нас к жизни и к танцу через внимательную работу по сознаванию всего того, что происходит с нами в наших танцах. Будем двигаться очень медленно и очень внимательно. Много разговаривать и обсуждать то, что происходит. Медленно и неспешно учиться выражать в танце себя, свои чувства, свои желания и влечения. Учиться слушать и слышать друг друга, давать друг другу обратную связь и прямо в танце с помощью тела и чувств искать то, каковы будут наши отношения прямо здесь и сейчас. В этом поиске — высокий смысл и предназначение танго.
Еще про смыслы танго:
Made on
Tilda