Зачем мужчине танцевать самбу
10 февраля 2022
Я помогаю людям танцевать парные танцы в мире, где на уровне культуры в целом принято считать, что танец — не мужское занятие. Мужчины здесь, как известно, не плачут и не танцуют. На полном серьезе подавляющее большинство мужчин здесь считают (осознаем мы это или нет) танец, а особенно парный танец чем-то, что поставит под угрозу их мужественность. Мало кто из нас, мужчин, догадывается, что чаще всего за этой позицией стоит качество, которое мало кто из мужчин сочтет достойным себя, — страх. Парный танец требует чувствительности, открытости, проявленности и уязвимости в самом центре себя — в отношениях с женщиной, неизбежно восходящих к отношениям с мамой.

Среди тех немногих мужчин, кто находит в себе желание танцевать в паре и смелость его реализовать, подавляющее большинство попадает (осознаем мы это или нет) в следующую ловушку — мы прячемся от женщины за формой и схемой танца. Помню, как Эрнесто говорил нам, что большинство мужчин, танцующих танго по всему миру, ещё ни разу в жизни по-настоящему не танцевали танго. Потому что танго — это готовность вступить в реальные, живые отношения с живой женщиной здесь и сейчас, а не фигуры, движения и схемы. Мы изучаем фигуры, шаги и внешние формы танца и думаем, что тем самым танцуем с женщиной. В мире, где танцующий мужчина — исчезающая редкость, женщины неизбежно соглашаются на это, чтобы потанцевать хоть так (и сами попадают в ловушку фигур и внешней красоты движений).

Аргентина дарит нам и всему миру совсем другой образец мужественности — мужчину, который одинаково бесстрашно, открыто и с присутствием духа идёт и на смертельную битву, и на танец с женщиной. Для меня символом этой мужественности в гораздо большей степени, чем танго, является другой аргентинский парный танец — самба (zamba). В танго мы всё-таки так или иначе играем в игру «мужчина ведёт, женщина следует», что облегчает мужчине его роль, самба же — танец поиска, где мужчина ищет женщину и результат поиска — не гарантирован.

И тут на сцену выходит (осознаем мы этот или нет) тот самый страх, а точнее целых два страха — страх быть увиденным и страх быть отвергнутым. Эти страхи, которые мы носим в своем сердце, в итоге порождают удивительное по своей губительности для жизни явление — страх БЫТЬ. Вы не представляете, дорогие мои, как много мужчин живут под гнётом этого страха и — не знают об этом. Я был там, и я вышел оттуда, и теперь я зову вас за собой. Самба даёт нам возможность пройти сквозь эти страхи в мир искренних открытых отношений с другими живыми существами, и в первую очередь — с женщинами.

Когда я только начинал танцевать самбу, Норма однажды поставила меня танцевать её подряд со всеми женщинами, которые были на занятии. Восемь танцев, без остановки, один за другим, на глазах у всех, с такими разными женщинами — это был один из самых больших вызовов в моей жизни. В другой раз прямо посреди самбы с ней она вдруг ударила платком мне по лицу — хлестко и неприятно. Когда первые испуг, обида и недоумение прошли, я вдруг осознал, что так она призывала моего внутреннего мужчину перестать выставлять перед собой внутреннего ребенка, а выйти и танцевать с ней как с женщиной. Еще одна самба, которую я танцевал с любимой женщиной на пенье «Ла Саламанка» в Коскине, закончилась тем, что посреди танца я высоко бросил платок вверх, развернулся и, не оборачиваясь, вышел из зала. Это была моя тогдашняя реальность — я не мог вынести даже намека на отвержение с её стороны. Но, прожив это в танце, я смог пойти дальше в своих поисках опоры на себя.

Самба дала мне такой глубокий опыт бытия собой, что когда я начал танцевать её, в моей жизни сами собой стали меняться все те её сферы, которые были связаны с отношениями с людьми. Помню как однажды сразу после занятия самбой с Эрнесто я пришел на деловую встречу (у меня тогда был маленький аналитический бизнес) и вдруг повёл себя на ней совершенно непривычным для себя образом — без страха и сомнений, уверенно, творчески, с юмором и азартом. Я просто не успел выйти из потока самбы и продолжил быть в её энергии, танцуя прямо на переговорах — только не платком и телом, а с помощью слов и решений.

Сегодня я совершенно точно знаю: тем мужчинам, кто готов к этому, самба может дать доступ к такой глубине чувствования себя, что отношения с женщинами, с людьми и жизнь вообще вдруг перестанут казаться проблемой, а станут увлекательным танцем, полным чувства, творчества и любви. Если вы можете честно заглянуть в свое сердце, вы найдете там, что вам есть, куда расти. И хотя мы привычно считаем, что наша мужественность выражается в физической силе, заработанных деньгах и добытом социальном статусе, всё это, увы, становится пылью, когда звучит музыка и женщина напротив смотрит в наши глаза. Если вам на секунду показалось, что тут нет никакого вызова, тогда представьте, что эта женщина — ваша мама.
Еще о мужчинах и танцах:
Made on
Tilda